Автор: Пресс-центр, 29.06.2012 07:00
«Кубанским треугольником» называют уфологи юго-западную часть Краснодарского края, в аномальных зонах которой то таинственные пиктограммы на полях появляются, то люди во «временных дырах» бесследно пропадают. А недавно в здешних краях таинственно исчез… целый совхоз. Вот только внеземные цивилизации, кажется, тут вовсе ни при чем.
Абинские старожилы рассказывают, что еще несколько лет назад на новороссийской трассе, прямо у поворота к поселку Пролетарий стоял огромный указатель «совхоз Кубанского казачьего войска им. Антона Головатого». Почти треть местных жителей работала в крепко стоящем на ногах хозяйстве. Сегодня на месте того указателя – лишь одиноко торчащий дорожный знак «Южный нефтяник», а от единственного в России казачьего сельскохозяйственного предприятия – лишь воспоминания в головах казаков и атаманов. Воспоминания и многочисленные вопросы, главный из которых: Куда подевался казачий совхоз?
Молочное хозяйство, рыбные берега
Тогда, в 97-м, хозяйство это называлось совхоз «Южный нефтяник» и принадлежало АО «Краснодарнефтегаз». Пришедший в упадок во времена перестройки и экономических реформ совхоз вместе с долгами выкупило по остаточной стоимости Кубанское казачье войско.
– Мы пришли не на пустое место, – вспоминает казачий полковник Юрий Сердюк, бывший атаманом Абинского районного казачьего общества с 1994-го по 2003-й годы. Именно Сердюку принадлежала инициатива столь полезного для Войска приобретения. По словам Юрия Вячеславовича, в войсковую собственность перешли почти тысяча гектаров земли, строения: свинарники, коровники, два рыбных пруда…
Куратором казачьего сельхозпредприятия стал Александр Тимофеевич Марченко, в те времена – заместитель атамана ККВ. В одном из интервью (газета «Кубань сегодня» от 21.01.2000г.) он так объяснял цели создания совхоза им. Антона Головатого:
– Есть Кубанское казачье войско, у него должна быть (и она имеется) своя войсковая собственность. В том числе – казачий земельный фонд, общинный, неприкасаемый. Данное хозяйство – его главная составляющая. Благодаря ему войсковое правительство может вести хозяйственно-экономическую деятельность, в том числе и поставки сельхозпродукции. Именно такую сельскохозяйственную базу, основой которой станет ООО имени Головатого, мы сегодня и формируем.
– Уже через несколько лет не имеющее аналогов не только в России, в мире! казачье хозяйство становится местом паломничества. Американцы, россияне – все приезжали посмотреть, как казаки хозяйствуют, – рассказывает Сердюк.
А посмотреть было на что! Тысяча свиней, четыреста коров (из них 200 – дойных), 50 тысяч кур, 40 племенных войсковых лошадей, полные рыбы пруды, неподалеку – два урожайных сада. На 80 гектарах совхозной земли НИИ проводило эксперименты. Предприятие постепенно расплачивалось с полученными в наследство долгами. Абинцы до сих пор ностальгически вспоминают казачьи скачки, военные сборы, развеселые соревнования по рыбной ловле – войсковые мероприятия, проходившие на базе собственного хозяйства. Казачий совхоз им. атамана Антона Головатого на равных с Абинским РКО правах стал учредителем местного казачьего рынка, земля под которым также была оформлена на Войско.
«Да, казаки не только воины, но и хлеборобы», – в 2000-м году писала о совхозе Головатого «Кубань сегодня».
Продать нельзя оставить
– В начале 2008 года, вскоре после своего избрания атаманом Кубанского казачьего войска, собирает нас, атаманов отделов, Николай Александрович Долуда и сообщает, что на войске есть имущество – заброшенный совхоз имени Головатого, восстанавливать который нет смысла, а налоги за предприятие платить надо, – вспоминает атаман Черноморского казачьего округа ККВ войсковой старшина Игорь Потехин. – Мы были поставлены перед фактом: на обанкротившийся совхоз нашелся покупатель, деньги, мол, небольшие дает, но хоть какая-то копейка казакам будет. После чего войсковой атаман попросил нас дать предварительное согласие на продажу этого земельного участка.
Как говорит войсковой старшина Виктор Калиненко, тогда – атаман Лабинского казачьего отдела, поверив батьке, атаманы бумагу о том, что не возражают против продажи убыточного, как им сказали, совхоза, подписали, прекрасно понимая, что она носит предварительно-формальный характер. Все вопросы, касающиеся продажи войскового имущества, в те времена в обязательном порядке рассматривались на казачьей Раде (парламенте). Ни атаман Войска, ни атаманы отделов распоряжаться общинным имуществом были не вправе, решение о продаже должен был принимать войсковой сбор.
В одном из своих интервью первый атаман Кубанского казачьего войска казачий генерал Владимир Громов как-то признался:
– Я дрожал, когда шел на заседание Рады. Потому что Рада – это 500 человек атаманов, я перед ними должен был отчитываться о делах, о финансах, о собственности. Я не мог покупать и продавать имущество Войска на сумму свыше пятидесяти тысяч рублей – Рада могла в любой момент заявить мне недоверие.
Перед Радой дрожал, похоже, лишь Владимир Прокофьевич. Весной 2008 года общинная собственность Кубанского казачьего войска – ООО Атамана Антона Головатого – ушла за 12 миллионов рублей, прошедших через счета спешно созданного к тому времени ГУ КК «Казаки Кубани». Сделка была совершена без согласия Рады, без ведома казаков и атаманов Кубанского казачьего войска. Никто не отчитался перед казаками и Радой, на что были израсходованы вырученные от продажи совхоза средства. А через два года упразднили и самое Раду. Чтоб не дрожать, по-видимому.
Банкротство, которого не было
Даже сегодня, спустя несколько лет, о событиях 2007-2008 годов абинские казаки не могут вспоминать без возмущения и боли. Их гордость, казачий совхоз, разваливали буквально на глазах. Юрий Сердюк, к тому времени ушедший из атаманов, вернувшись в Абинск после восьмимесячной отлучки, не узнал свое детище:
– Две свиньи осталось из тысячи, теплицы срезали на металлолом, коров почти не стало… Там было сорок войсковых лошадей, мне сказали, что их на мясо сдали потом. Позднее, когда начали продавать совхоз, так еще и 200 гектаров земли недосчитались!
Среди местных казаков бродят слухи, что немалую роль в разорении совхоза сыграл его тогдашний директор Сергей Бондаренко (ныне атаман Абинского РКО). Поговаривают, что именно в эти годы дочернее предприятие совхоза ООО «Инком», руководила которым Светлана Сергеевна Бондаренко, получило значительную часть движимого и недвижимого имущества совхоза. Впрочем, вскоре был частично продан и «Инком», из числа учредителей которого к тому моменту таинственным образом вывели Юрия Сердюка – без его ведома и согласия.
Когда возмущенные казаки потребовали от Войска объяснений, что происходит с совхозом, на встречу с ними в Абинск приехал заместитель атамана Войска, руководитель ГУ КК «Казаки Кубани» Николай Перваков. Вот на этом-то собрании директор совхоза им. Головатого в присутствии Первакова и главы Абинской администрации Александра Васильева объявил во всеуслышание, что предприятие – банкрот, и потому совхоз будет продан…
И кто бы спорил, что от обанкротившегося предприятия разумнее избавиться? Но вот только бухагалтерский баланс ООО «Атамана Антона Головатого» за 2007 год, информация о котором имеется в ГМЦ Росстата, содержит совсем иные данные. Даже тотальная распродажа оборотных активов предприятия не помешала ему оставаться платежеспособным: к концу отчетного 2007 года собственные средства совхоза увеличились на 130 тысяч рублей. Более того, в течение года он произвел продукции на 2 млн 856 тысяч рублей, снизил кредиторскую задолженность на 267 тысяч рублей и увеличил свои запасы более, чем на полмиллиона рублей. В переводе на общедоступный язык: накануне продажи никакой процедуры банкротства не было, предприятие производило товар и расплачивалось по долгам, в том числе и налоговым. Да, совхоз не был стопроцентно рентабелен (что немудрено), тем не менее, в течение года он улучшил свои финансовые показатели.
По казачьим законам?
Уникальный казачий совхоз, рыночная стоимость которого, по оценке независимых экспертов, составляла не менее 50-70 миллионов, официально оценили в 12 миллионов рублей. Кому был продан совхоз, для рядовых казаков так и осталось тайной за семью печатями. Сегодня ООО «Атамана Антона Головатого», ранее во всех каталогах и справочниках числившееся как собственность Кубанского войскового казачьего общества, по данным Национального кредитного бюро, является частной собственностью. В учредителях частного предприятия с марта 2012 года, согласно ЕГРЮЛ, состоят В.Э.Батурин и Я.Н.Булышкин – уж точно не первые, и наверняка не последние владельцы совхоза. И уж точно не кубанские казаки.
За неполных четыре года, прошедших с момента продажи, по разным, не всегда добровольным, причинам сменились атаманы Кавказского, Лабинского, Екатеринодарского, Майкопского, Баталпашинского отделов. Из прежних отдельских атаманов, знавших о сделке, «в строю» осталось трое. Из них активно прессингуют «на вылет» атамана Черноморского округа Потехина. Пожалуй, вскоре задавать неудобные вопросы о невесть куда канувшем казачьем совхозе станет попросту некому.
Впрочем, неудобных вопросов у казаков Кубанского казачьего войска не так уж и много, но отвечать на них рано или поздно придется:
– Мы живем по казачьим законам, данным нам предками, а по казачьим законам землю продавать никак нельзя! Вообще общинное казачье имущество никому не продается! – возмущаются казаки. – Кто принимал решение о том, что совхоза в составе войска не будет? И почему это решение было принято единолично, если речь шла о войсковой собственности?
06.06.2012
адрес статьи: http://chko.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=73:news3-&catid=39:2012-06-30-05-44-04&Itemid=1