“ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ВАХТА ПО СЕВЕРНОМУ КАВКАЗУ”
18 июня 2015
В АЗОВСКОЕ МОРЕ ПРИБЫЛА БУРОВАЯ ПЛАТФОРМА “URANUS”:
“ПРИАЗОВНЕФТЬ” ПРОДОЛЖАЕТ ПОИСКИ БОЛЬШОЙ НЕФТИ НА АЗОВСКОМ ШЕЛЬФЕ
Проект поискового бурения посреди акватории Азовского моря
в случае возможной аварии несет риск экологической катастрофы
16 июня 2015г. на рейд порта Темрюк прибыла буровая платформа “GSP URANUS“. 15 июня она была проведена через Керченский пролив. Платформа арендована нефтяной компанией “Приазовнефть” (57,5% акций – “Роснефть”, 42,5% акций – “Лукойл”) у румынской компании GSP в целях бурения поисковой скважины “Геологическая-1”. Через неделю буровую платформу планируется установить в центре Азовского моря на расстоянии примерно 70 километров от Темрюка. Платформа “GSP URANUS“ была построена еще в 1980 году (в 2013 году она модернизирована под стандарт “нулевой сброс”). Ходит под “дешевым флагом” далекого островного микрогосударства Вануату.
Тем самым, “Приазовнефть” начинает новый проект поискового бурения в пределах Темрюкско-Ахтарского участка недр, расположенного на шельфе Азовского моря, лицензию на геологическое изучение которого она получила в 2003 году. Бурение будет вестись на глубинах до 10 метров. Для минимизации ущерба окружающей среде “Приазовнефть” намерена применить при бурении технологию “нулевого сброса”, исключающую сброс загрязняющих веществ в морскую среду.
Реализация данного нефтяного проекта сопряжена с очень серьезными экологическими рисками. Азовское море, в виду замкнутого характера его акватории, небольшой площади, малых глубин и высокой биологической продуктивности (некогда оно было самым рыбным морем в мире) является одним из наиболее уязвимых морских водоемов мира, экологическое равновесие которого очень легко разрушить. Даже сравнительно небольшая авария может привести к катастрофическим для экосистем моря и его побережий последствиям. При этом риски являются трансграничными – могут пострадать побережья не только России, но и Украины. При аварийном разливе углеводородов, совмещенном с высокой нагонной волной, подобной той, что имела место в сентябре прошлого года, возможно катастрофическое загрязнение нефтью охраняемых Рамсарской конвенцией водно-болотных угодий Дельты Кубани. А исключить возможность аварии невозможно даже при применении самых современных технологий. Несколько катастрофических аварий на нефтяных и газовых скважинах в Краснодарском крае являются яркими свидетельствами, к чему могут привести эти риски. Аварии, которые произошли на скважине “Газпрома” возле хутора Прорвенский в Славянском районе Краснодарского края в 2014 году, на скважине “Роснефти” в Крымском районе в 2008 году, на скважине той же компании в хуторе Ханьков в Славянском районе в 2013 году, из-за сверхвысокого давления бьющих из под земли углеводородов не могли ликвидировать в течение долгого времени. Аварию возле хутора Ханьков не могли ликвидировать в течении двух с половиной месяцев. Все это время вокруг скважин происходило крупномасштабное загрязнение окружающей среды. И это при том, что аварии произошли на скважинах, расположенных на земной поверхности в условиях транспортной доступности. Это давало возможность “Газпрому” и “Роснефти” бросить на их ликвидацию все имеющиеся у них технические средства. Ликвидация же возможной подобной аварии на морском дне за многие десятки километров от берега, в условиях возможных штормов станет делом несоизмеримо более сложным. Поэтому Экологическая Вахта выступает против реализации данного проекта, даже с учетом того, что при бурении будет применятся прогрессивная технология “нулевого сброса”.
Координатор Экологической Вахты по Северному Кавказу Андрей Рудомаха прокомментировал ситуацию с ожидающимся скорым началом поискового бурения скважины “Геологическая-1”: “Нельзя не признать, что “Приазовнефть” – самая приличная нефтяная компания в нашей районе, которая уделяет на порядок больше внимания вопросам охраны окружающей среды, чем те же “Роснефть” и “Газпром”, для которых экологические вопросы на последнем месте. И если бы “Приазовнефть” с ее ответственным подходом осуществляла свою деятельность на суше и не в пределах особо охраняемых природных территорий, у нас бы не было к ней никаких вопросов. Но речь идет о шельфе Азовского моря. Нельзя ради крайне сомнительных выгод от возможной добычи не слишком больших объемов нефти рисковать благополучием этого моря, экосистемы которого и без того находятся в критическом состоянии. Азовское море уже хлебнуло “нефтяных радостей” от катастрофы с танкером в Керченском проливе в 2008 году, а ведь авария на морской скважине может привести к гораздо более крупномасштабным выбросам углеводородов в акваторию моря, чем это произошло при той катастрофе”.
Инф. Экологической Вахты по Северному Кавказу
Дополнительная информация: (918)4284284